Мемуары Л.Я. Таненгольца

Увлечение политикой

В 9-м классе (1929й-30й г.) разжигается мой интерес к дискуссии в партии, между правыми и левыми, причём включая историю его зарождения, который начался во времена, когда этот спор в силу моего возраста меня ещё не волновал. А теперь... - Ведь как интересно! И где она - правда? Всё выше и выше возвеличивается имя "Сталин". Будто вчера оно ещё было на "Щ.", а теперь поднялось до "А", а имя "Троцкий" неудержимо катится вниз. Он уже главный оппозиционер. А Зиновьев и Каменев? То` они вместе со Сталиным против Троцкого, то с Троцким в "Новой оппозиции". До страшного 1937-го было тогда ещё лет 10 и оппозиционеры высказывались довольно свободно. Где же она - Мировая революция? Ведь ради неё свершался "Октябрь". Но вот оказывается капитализм устоял, произошла "стабилизация капитализма", конечно же временная, капиталистические страны безусловно снова передерутся за новый передел Мира и тогда Мировая революция обязательно свершится. А пока? Как поступить? Ждать и подталкивать её, "Мировую" или строить социализм в одной нашей стране? А возможно ли? Накал спора нарастает. Накануне партийных съездов - дискуссионные страницы в "Правде" ; каждая из спорящих сторон находит в трудах Ленина поддержку именно своей позиции. В итоге (честно ли, иль потому что власть в руках) ... побеждает Сталин - строим социализм, не ожидая, когда она там "Мировая" произойдёт. Значит - НЭП надо поскорей свёртывать. Осуществить индустриализацию, а затем и коллективизацию, ликвидировать кулачество, как класс и - социализм будет построен.

Но вот беда - снова продовольственные трудности. Опять карточная система. Но я сам нахожу оправдание. А как же иначе? Ведь строительство социализма - это вытеснение буржуев с рынка. Они же не могут не сопротивляться, Вот победим, выполним пятилетку и прекрасно заживём. А пока надо трудиться на стройках пятилетки и преодолевать сопротивление вредителей, что и осуществляется: разгром"Промпартии", процесс "Шахтинское дело"...
И мы школьники, принимая близко к сердцу эти события, тоже спорим (не все, конечно), Я - на стороне Сталина. Мой близкий товарищ и друг - Гриша Ланда - троцкист. Его доводы часто представлялись мне убедительнее моих, но я не сдавался и мы оставались друзьями, Хочу особо подчеркнуть, что наш город не оставался в стороне от событий в стране. У нас нашлись свои вредители. Возникла так называемая "Астраханьщина". Помню себя стоящим у дерева в садике Томского у Сапожниковского моста через Кутум, слушающим какого-то оратора, присланного из "Центра", разоблачающего деятелей "Астраханьщины" - "Это они, подлые торговцы-рыбники, понаехавшие к вам, и ваши собственные частники купили руководителей вашего славного города.." (или иначе) "Ваши бывшие городские руководители продались врагам Советской власти..." ..."И только славные чекисты восстановили Советскую власть в вашем городе". Конечно, я совершенно не помню его действительную речь, но убеждён, что по духу и содержанию она была именно такой. И заслужила бурные аплодисменты. Не помню также приговорили их к расстрелу или до этого ещё тогда не дошло, но мама плакала: "Какой ужас, какой ужас, как такое возможно!" По всем учреждениям и предприятиям города прошли подобные собрания. Так что мы не отстали от других городов, а даже наоборот, когда я жил уже в Москве, я напоролся на ехидный, произнесённый в шутку, вопрос: "Ты из Астрахани?, а не участник ли ты "Астраханьщины"?
И кулацкое восстание тоже было. В пригородном селении "Черепаха". Оно было подавлено войсками. Кулаков выселили, селение переименовали в "Началово". Словом всё, как и по всей стране. Была и борьба с беспризорщиной, и "ликвидация неграмотности", а потом "Культурная революция". Все эти события в стране, мире и нашем городе мы, школьники - пионеры и комсомольцы - принимали близко к сердцу, переживали, спорили и в меру своих возможностей участвовали. Как участвовали в школьных делах под руководством Учкома, я уже рассказывал. А во время кулацкого восстания в селении Черепаха - дежурили на отведённых нам участках города с задачей докладывать о состоянии порядка на участке старшему дежурному, ответственному за больший по масштабу участок и т.д.
И наконец о моём личном участии в культурной революции. То ли в 1928-м, то ли в 1929-м, и опять таки - то ли при горкоме партии, то ли при горсовете была создана учебная группа по повышению образовательного уровня работников этих учреждений и мне, ещё школьнику доверили провести несколько занятий на тему: "Земля, как планета Солнечной системы.". Мне отвели небольшую аудиторию в здании Гор исполкома - (самое большое здание города. в том самом, на 4-м этаже которого размещался громадный краеведческий музей). И в ней с помощью глобуса и зажженной лампы ("солнце") я демонстрировал 30-ти - 40-летним ученикам суточное вращение Земли вокруг своей оси, годовое обращение вокруг солнца, наклон её оси и как всё это объясняет смену дня и ночи, смену времён года. рассказывал о Солнечной системе, призывал представить нашу планету - "вот этот глобус" - вращающимся и движущимся в космосе по своей орбите, объяснял лунные и солнечные затмения.... Я получал несказанное удовольствие от того, с каким интересом меня слушают, как уважительно относятся к учителю, который моложе учеников более, чем вдвое. А учитель даже представить себе не мог, что при его жизни, будут запускать искусственные спутники земли, межпланетные станции, что человек зашагает по Луне, что будет готовиться полёт на Марс. А вот то, что я боец культурной революций, а она одна из важнейших сторон социалистического переустройства общества, наполняло меня гордостью.

© 2015